Для начала — вопрос ребром: что такое менеджмент в игорном бизнесе?

Любой мало-мальски подкованный специалист в этой сфере скажет, что это, прежде всего, управление общим процессом организации игорного дела, включающее в себя анализ бизнеса и его прогнозирование, в том числе и финансовое. Кроме того, неотъемлемый и обязательный элемент этого процесса

— координация всех звеньев и узлов управленческого механизма, организация согласованной деятельности всех участников бизнеса в целом, и игорного предприятия непосредственно. Иными словами, это хорошо структурированный организм с чётко определёнными целями и задачами.

Оно понятно — "Суха теория, мой друг...", но ведь и без нее никуда: вначале-то было, как известно, слово, а лишь потом — дело. Кстати, о деле, об игорном, разумеется. Важной составляющей его эффективной организации не без оснований считается управление учебным процессом соответствующих структурных юдразделений предприятия. А их немало — крупье, инспекторы, питбоссы, менеджеры, букмекеры, кассиры... Стоит ли объяснять азбучную истину, гласящую, что учебный процесс присутствует в любом уважающем себя и своих клиентов игорном заведении постоянно и лишь несколько трансформируется в зависимости от степени квалификации сотрудников. Но это — замкнутый цикл: обучение в игорном бизнесе не прерывается ни на секунду.

Оно идет если не за «партами», то в зале и в кулуарах: старшие наставляют младших, опытные учат новичков. К примеру, инспектор в казино является для крупье не только контролёром и страховщиком, но и учителем. Пусть опосредованно, но тем не менее. Любое замечание в процессе работы старшего персонала по отношению к младшему — своеобразная форма обучения и повышения квалификации. Именно так это и следует расценивать. Когда подобный «замечательный» контакт прерывается, в голове руководителя должна загораться красная лампочка — пора принимать меры, поскольку у такого исхода могут быть, как минимум, две причины: либо работник перерос себя, и его повышение по служебной лестнице — экономически и психологически целесообразная акция, либо старший персонал халатно относится к своим обязанностям, и результаты предприятия, в том числе и финансовые, падают. Незаметных работников в казино, равно как и в любой другой организации, быть не должно — каждый должен быть на виду. И каждый должен чувствовать, что он на виду — это стимулирует и мобилизует. Чем более подготовлены и обучены сотрудники игорного заведения, чем выше их квалификация, тем успешнее процесс работы и эффективнее финансовая отдача, тем легче борьба с конкурентами — а это немаловажный аспект деятельности на рынке услуг.

Не менее аксиоматично и то, что критерием методически грамотного управления коллективом по праву считается бесперебойное функционирование всей многоступенчатой системы взаимозависимых подразделений предприятия игорного бизнеса. И здесь, несомненно, очень многое зависит от профессиональных и личных качеств генерального менеджера (управляющего). Недаром на Руси говорят: каков поп — таков и приход. Достаточно узнать, как выглядит генеральный менеджер, каковы его взгляды на бизнес и отношение к порученному ему делу, чтобы безошибочно оценить качество работы всех работников предприятия в целом. И соответственно, получить представление о самом заведении.

Безукоризненный внешний вид, строжайшая дисциплина, чёткое следование должностным инструкциям, вежливость, корректность, выдержка, пунктуальность, коммуникативные установки, дизайн, наконец, — вот основные видимые показатели управления коллективом, его "лицо". И это, разумеется, лишь видимая часть айсберга. Спектр внутренних, незаметных посетителю предприятия составляющих, и шире, и специфичнее. Впрочем, в ряду последних тоже есть свои доминанты. Какие?

Во-первых, это учет и контроль, столь же необходимые в игорном бизнесе, как и в любом другом виде экономической деятельности, позволяющие разобраться в движении финансовых потоков внутри предприятия, в частности, в том, какими ресурсами обладает предприятие для нормального функционирования. Во-вторых, административно-распорядительное управление, то есть вся палитра приказов, распоряжений, инструкций и меморандумов, поддерживающих дисциплину и порядок. Понятно, что такие методы управления имеют относительно ограниченное применение между руководителями и подчиненными, да и то в той части, где необходимо безусловное выполнение указаний и строгое соблюдение дисциплины.

В-третьих, стимулирующий менеджмент. Нельзя не отметить, что в игорном бизнесе он представляет собой особую и очень эффективную форму управления.Но, как и везде, опирается на использование менеджерами экономических интересов работников и возбуждение их желания эффективно работать посредством экономических стимулов и рычагов.В качестве положительных стимулирующих средств используется высокий уровень оплаты труда, премиальные выплаты, материальные поощрения, продвижение по службе. Отрицательные стимулы — снижение уровня оплаты труда, штрафы, взыскания, понижение в должности, увольнение с работы.

И наконец, социально-психологический менеджмент. Он основывается на моральных качествах работников, исходит из положения, что поведение людей определяется кодексом чести и морали, духовным обликом личности. Соответственно менеджер использует для воздействия на участников предпринимательской деятельности методы убеждения, пытаясь расположить людей к себе, создать благоприятный морально-психологический климат.

В реальных условиях бизнеса менеджеры обычно используют все три названных подхода, комбинируя их между собой и выделяя один из видов менеджмента в качестве ведущего. Отметим, что разные методы воздействия менедже-ры применяют не только по отношению к работникам своей фирмы, но и по отношению к другим участникам бизнеса в лице потребителей. Естественно, что главенствующую роль в этой ситуации играют методы стимулирования, побуждения, убеждения.

Управление распространяется фактически на тех, от кого зависит организация работы и, как следствие, результаты бизнеса, а стало быть, на всех участников предприятия. Являясь категорией многовекторной, оно включает в себя управление и персоналом игорного заведения, и качеством предлагаемых услуг, и ассортиментом предлагаемых услуг ( в том числе и в плане подтверждения их соответствия общепринятым мировым стандартам качества), и технологией (процессом) игры с применением эффективных методов, обеспечивающих и качество и результат. В этом же «пакете» находится и финансовое управление, управление ресурсами предприятия, ведение отчётной финансовой текущей документации.

Одна из отличительных особенностей менеджмента в игорном бизнесе состоит в том, что познать его и научиться управлять его структурными подразделениями, овладев всем комплексом теоретических знаний, практически невозможно. Каждый менеджер — это бывший крупье, прошедший все степени обучения, научившийся подчиняться и подчинять, осознавший на практике полезность и необходимость дисциплины, и знающий, как руководить.

Практика убедительно доказывает, что анализ и прогнозирование, как исходные стадии упровления необходимы в любом бизнесе в качестве инструментов обоснования принимаемых решений. В том числе — и в игорном.

Речь идет прежде всего об анализе затрат на проведение бизнес-операций, исследованиях рынка, составляющих неотъемлемую часть маркетинговых исследований, прогнозировании спроса с учетом конкуренции. Благодаря прогнозно-аналитическим разработкам менеджеры обретают уверенность в успехе намеченных действий, снижают уровень риска.

Планирование бизнес-операций — одна из важных составных частей управления предпринимательской деятельностью. Оно находит предметное выражение в виде составления бизнес-планов, программ осуществления предпринимательских замыслов. Прежде чем отправляться в предпринимательское плавание, солидный бизнесмен вместе с менеджерами прорабатывают план действий фирмы в разных вариантах, выбирают самые надежные и выгодные варианты, воплощают их в программу предпринимательской деятельности на определенный период. Финансовые планы представляют, таким образом, часть предпринимательского менеджмента.

Организация предпринимательской деятельности, называемая также координацией, призвана наводить порядок в проведении бизнеса, обеспечивать согласованность действий участников бизнес-операции. Организация бизнеса опирается на создание организационных структур управления, о которых говорилось выше. В рамках действующей организационной структуры соблюдается иерархия управления, то есть разделение управленческих функций по уровням, установление руководителей и подчиненных, прав и обязанностей работников фирмы.

Организация бизнеса как часть менеджмента включает оперативное регулирование бизнес-процессов. Менеджеры обязаны оперативно реагировать на изменение ситуации, на отклонения от намеченных планов, программ и регулировать протекание бизнес-операций таким образом, чтобы предотвращать существенные нарушения планов, избегать нежелательных последствий, потерь.

С этой целью менеджер непрерывно «держит руку на пульсе», тут же по ходу дела принимает оперативные меры, необходимые для восстановления нормального хода игрового процесса.

Каковы же основные секреты менеджмента? Каких ошибок следует избегать в отношениях между людьми? В чем суть грамотного обращения с деловыми проблемами и людьми в интересах получения наилучших результатов? Итак, практические советы...

 

Где бы вы ни находились, вы не можете спрятаться от них. Независимо от того, насколько величественной выглядит перспектива, вся индустрия игорного бизнеса зависит от людей и предназначена им. И посему — с ними надо ладить. Это качество, необходимое каждому менеджеру, значительно важнее любого другого. Большинство руководителей рано или поздно осознают, что менеджер, умеющий работать с людьми, — это как раз тот человек, у которого есть перспектива роста. А менеджер, умеющий ладить с людьми, осознает важность честного и справедливого лидерства.

 

Понять другого. Даже Робинзон Крузо на своем уединенном острове должен был общаться с людьми, хотя единственным, кого он встретил, оказался бедный Пятница. Нравится нам это или нет, нам приходится иметь дело с людьми. Поэтому, если мы научимся понимать их, угадывать их сильные и слабые стороны, мы будем значительно лучше делать свое дело. Главное — будьте искренни. Не воображайте, что сотрудников можно провести на мякине. Средний работник гораздо умнее, чем вам кажется. Он может выглядеть узколобым и мрачноватым, зато моментально распознает неискренность. Не пытайтесь умничать с ним. Он достаточно быстро раскусит вас. Единственный подходящий способ общения с людьми — быть с ними честным и искренним.

 

Важные слова. «Нам тебя не хватало», — всего лишь три слова, но какое впечатление! «Хорошо, что ты вернулся», — несколько слов, имеющих огромное значение для человека. Он отсутствовал всего два дня, но менеджер дал ему понять, что он ценный работник, а не просто очередной номер в ведомости на выдачу зарплаты. Такие вещи много значат для менеджмента.

 

Человек на своем месте. Разумеется, он ценный работник. И это дает потрясающий толчок, Люди смотрят на него. Гордая осанка, высоко поднятая голова. Дайте каждому работнику почувствовать, что он что-то значит для заведения. Не отмахивайтесь от него, ссылаясь на занятость. Дайте каждому понять: он выполняет нужную работу.

 

Энтузиазм и инициатива. Вы можете купить время работника — его физическое присутствие в течение определенного периода, вы можете даже купить количество профессиональных мускульных движений в час. Но вы не в силах купить энтузиазм, инициативу, преданность души и сердца. Все это вы должны заслужить.

 

Уважайте людей. Силовые методы не приведут ни к чему хорошему, в отличие от других, гораздо более эффективных, пригодных для всех- понимание, уважение, признание личных заслуг. Именно это, и ничто иное, заставляет людей двигаться в нужном направлении.

 

Помните имена людей, интересуйтесь людьми. Он этого не ожидал. Да и как он мог? Ведь они никогда не встречались раньше. Но менеджер — умный парень. Он взял на себя труд выяснить, как зовут этого человека. Усилия, потраченные на запоминание имен людей, окупаются с лихвой. Это продвигает вас сразу на нисколько ступеней вперед в решении любой задачи.

Проблема с большими коллективами заключается в том что трудно уделить внимание каждому. Работники в буквальном смысле являются шестеренками в огромном механизме. Но люди есть люди, и они ждут внимания. Если они не получают его одним способом, то непременно получат другим. Они будут прогуливать, небрежно работать, недовольно ворчать и творить мелкие пакости. Говорите с ними время от времени. О чем угодно. Уделяйте им толику своего внимания. Интересуйтесь их предложениями. Результат не заставит себя ждать. Человеческие взаимоотношения — это та область умения ориентироваться, которую вы не можете делегировать никому другому. Это ваша работа; не выполняя ее, вы не добьетесь эффективного производства.

Разумеется, вы лучше знаете. Поэтому вы и стали менеджером. Но не надо на этом сосредотачиваться. Не стоит постоянно напоминать подчиненным, насколько вы лучше. Формулируйте свои предложения в скромной будничной манере. Это в значительно большей мере устроит их, иначе они попросту возненавидят вас.

Доверяйте людям. Просто удивительно, как много менеджеров не слезают с шеи своих подчиненных. Они воображают, будто ничто не может быть доведено до конца, если они лично не проследят за исполнением каждой мелочи. Они кормят своих людей с ложечки до тех пор, пока сами не увязают в трясине мелочей, от-куда бывает трудно выбраться. При этом они раздра-

жают людей, которые работают на них.

Умейте выслушать жалобу. Сплетни? Может быть. Но помните: жалоба для подающего ее человека является самой важной вещью на свете. Хотя бы по этой причине вы должны относиться к жалобам, как к важному делу. Бросать их в мусорную корзину — последнее дело. Если она выражена в устной форме, терпеливо выслушайте ее.

Кризисы неизбежны. Когда много людей работают вместе, кризисов невозможно избежать. Рано или поздно они происходят. Но важно помнить о том, что кризис часто можно предугадать и составить план встречных действий. Хороший менеджер — это человек, предупреждающий своих служащих заранее. Это не означает, что он делает одно или два предупреждения, а затем ожидает дальнейших событий. Хороший менеджер поднимает шум и не замолкает до тех пор, пока не будут предприняты решительные действия.

Не прячьтесь. Многие менеджеры полагают, что замалчивание проблем поможет избавиться от них. Это абсурд. Дайте людям знать, что вы понимаете трудности, с которыми им приходится сталкиваться в их работе. Говорите об этом. Не воображайте, что если вы не будете говорить о затруднениях, то все о них забудут. Этого не случится. Как подчиненный может забыть о жаре, если он обливается потом?

При замалчивании проблем ситуация достигает точки кипения и в конце концов взрывается. Ущерб, причиненный этим, гораздо хуже, чем если бы вы говорили о проблеме с самого начала. И если что-то идет не так, как задумывалось, не набрасывайтесь на человека, несущего за это ответственность. Старайтесь найти причину. Плохие методы? Отсутствие опыта? Ошибочные инструкции? Нападайте на причины плохой работы, а не на людей.

Не отвергайте инициативу. Когда человек выдвигает предложение — неважно, насколько тупым он может показаться, проявите к нему симпатию. Дайте надлежащий ответ. Из-за естественного консерватизма большинство из нас не любит рассматривать новые предложения. Если вы с ходу отвергнете инициативу, прибавив несколько нелицеприятных слов, человек и его друзья наверняка больше не подойдут к вам с новыми идеями. Предложения — нежные ростки. Кто знает, может, перспективная и полезная идея окажется безвозвратно потерянной.

Деньги и привилегии — это еще не все. Если вы хотите, чтобы подчиненный был счастлив и лучше работал, вам нужно предложить ему что-то еще, кроме материальных благ. Даже в трудных условиях вы можете добиться первоклассных результатов, если относитесь к человеку с пониманием и симпатией.

Реальность реальна.
И никто в этом не сомневается. Не забывайте следить за реальностью в повседневной жизни. Когда случается ошибка, ваш взгляд должен быть однозначно устремлен в будущее. Ошибка произошла, она —данность. Что делать? Сосредоточьтесь на том, чтобы избегать подобных ошибок в будущем, и не слишком вините людей, по чьей вине они произошли.

Критический момент.
В отношениях между людьми всегда возникают разногласия. Будьте особенно осторожными в таких случаях, иначе вы ввяжетесь в бес-плодный и утомительный спор, продолжающийся часа- ми без всяких видимых результатов.

Личные проблемы.
Он поссорился с женой. У него масса долгов. Все, что влияет на его душевное равно-весне, обязательно сказывается на работе. Неудачи в личной жизни повышают риск возникновения ошибок и инцидентов. Следите за этим. Старайтесь сначала обнаружить причины плохой работы и тогда у вас будет больше возможностей исправить положение.

Критика.
За глаза они вовсю критикуют его. Для менеджера нет ничего важнее, чем чувствовать, что люди преданны ему и поддержат в любой ситуации. Разумеется, работа в команде тоже значительно улучшается, если каждый уважает менеджера и подчиняется ему. Если не поддерживать его, то все рухнет, но верно и обратное; никто не может винить менеджера за то, что он придерживается преданных ему людей.

Честность.
Он не такой красивый и обаятельный, как другие парни. Он не слишком ловок, не окружен романтическим флером, не умеет говорить умные вещи. Но он честен, и на него можно положиться. Он держит свое слово. Неудивительно, что все любят его. Есть качества, которые нравятся как мужчинам, так и женщинам, причем значительно больше, чем блестящая наружность «классного парня».

Не теряйте самообладания. Возможно, он не похож на айсберг, но когда его подчиненные ворчат или устраивают истерики, он никогда не выходит из себя. Никогда, никогда! Здесь нужно задействовать все свое самообладание. Сохраняйте спокойствие. Хороший руководитель просто не может позволить себе потерять голову. Несмотря на все провокации, он должен оставаться спокойным.

Поставьте себя на место другого.
Почему бы вам иногда не пробовать влезть в шкуру другого человека? Это поможет вам выработать правильный подход к проблеме. Посмотрите, как на нее реагирует другой человек. Вы будете удивлены результатами. Это поможет лучше справиться с собственными затруднениями. Кстати, о месте и роли самолюбия. Большинство людей испытывают удовлетворение, поставив кого-то на место. Многим из нас нравится осаживать людей, но приведет ли это к желаемым результатам? Неужели вы думаете, что подчиненный преобразится и станет новым человеком? Разумеется, нет. Заноза уязвленного самолюбия будет жалить многие месяцы. Есть другой способ — спокойный, мягкий ответ. Объясните человеку факты, не стараясь поставить его на место. Это наилучший способ ответить на любое неразумное требование.

Подставляйте шею.
Не бойтесь время от времени подставлять шею. Ничего страшного, если пару раз вам крепко достанется. Иногда это единственный способ добиться своего. И вы можете быть уверены, что руководитель высоко оценит человека, готового рискнуть своим положением ради общего дела.

Уважайте взгляды других.
У людей разные вэгля-ды на политику, религию, пищу и массу других вещей. Однако при этом они умудряются жить мирно, бок о бок. Так к чему сердиться и беспокоиться, если кто-то высказывает другую точку зрения? Избегайте споров как огня. В спорах никто не выигрывает; от них остается лишь дурной привкус во рту. Лучше не ввязываться в споры.

Вы можете быть правы на все 100%, но вы не сможете убедить человека против его воли. Будьте спокойны и невозмутимы, мыслите широкими категориями. Тогда у вас появятся определенные шансы склонить человека к своей точке зрения. Вам нужно завоевать его сердце, а не разум; холодная логика и аргументы редко помогают.

Работайте вместе.
Менеджер не должен видеть себя в роли единоличного лидера. Он пользуется мнениями и идеями подчиненных наравне со своими собственными. В конце концов, ум — хорошо, а пять — лучше. И что еще важнее — это дает каждому ощущение совместной работы в команде. Менеджер нижнего звено должен осознать, что он является такой же неотъемлемой частью коллектива, как и руководители.

Не играйте с правилами.
Игры — это хорошо, но мы не можем позволить себе играть с правилами и инструкциями заведения. Люди должны чувствовать твердую почву у себя под ногами. Малейшее отклонение — и все узнают об этом. Такие вещи нельзя удержать в секрете.

Строго конфиденциально.
Если вы начнете публично критиковать подчиненного, вы разрушите его добрую волю и желание сотрудничать с вами. Что бы ни происходило, никогда не критикуйте своего сотрудника перед другими. Делайте это, когда рядом никого нет. Если вы унизите своего подчиненного, другие перестанут уважать его. Он станет бесполезным для вас и для любого другого руководителя.

«Это жизненно важно».
Подобные слова — наиболее эффективный способ добиться принятия ваших идей. Пользуясь такими фразами, вы обнаружите, что люди внимательнее прислушиваются к вашим словам, реже ощетиниваются. Внушайте свою точку зрения, но делайте это мягко.

Человеческий аппетит на похвалу неистощим. Это справедливо и в игорном заведении. Похвала является наиболее утонченным и эффективным орудием управления. Больше всего люди хотят признания своей работы, оценки своих усилий. Многие из нас легки на критику, но тяжелы на похвалу. Им нужно превратиться в свою противоположность.

Гласно и негласно.
Если кто-то сделал работу хорошо, так ему и скажите, и сделайте это громко, что-бы все слышали. Вы можете быть уверены в том, что человек не станет извлекать выгоду из вашей похвалы. Фактически, он будет стремиться в следующий раз сделать все еще лучше.

Слава.
Не будьте руководителем, присваивающим все заслуги себе. Если у вашего подчиненного появилась хорошая идея, проследите за тем, чтобы он получил признание. Если люди чувствуют, что руководитель забирает все почести себе, они не поделятся своими идеями в следующий раз.

«Я» с большой буквы.
Вы можете видеть такой тип менеджера где угодно. Он постоянно козыряет своим авторитетом, изображает из себя важную персону и работает напоказ. Но толку из этого не выйдет. Ни подчиненные, ни коллеги не будут уважать его. Они будут считать его тем, кем он является на самом деле— помпезным выскочкой.

Капелька похвалы.
Многие менеджеры совершенно искренне полагают, что если они будут все время поправлять работника, то в один прекрасный день он начнет работать как следует. Постоянные нагоняи редко приводят к положительным результатам. Попробуйте более быстрый способ. Вместо того, чтобы все время докучать подчиненному своими упреками, почему бы не хвалить его время от времени за то, что ему удалось. Похвала, перемежающаяся с выговорами — пожалуй, лучшее лекарство. Чередуя то и другое, вы добьетесь своего гораздо быстрее.

Многогранность.
У бриллианта много граней — так же, как и у игорного заведения. Ни одна организация не является совершенно безупречной. Ваш руководитель, будучи человеком, имеет свои изъяны, и вы тоже. Делайте акцент на хороших чертах вашего заведения, вашего руководителя, ваших коллег и подчиненных, Каждому нравится, когда его ценят. Никому не нравится, когда его критикуют, особенно за глаза.

Дипломатия
Хороший менеджер должен быть тактичным, дипломатичным и терпеливым, если, конечно, он хочет стать хорошим менеджером. Но эти его качества ничего не стоят, если не приводят к искомым результатам. Посему следует время от времени (а лучше — в сочетании) проявлять твердость, иначе такт и дипломатичность будут расцениваться подчиненными исключительно как признаки слабости.

Сбывшиеся надежды.
Одним из фундаментальных принципов подлинного лидерства является ожидание хорошего отношения к себе и отличной работы. Если эти ожидания сбываются достаточно часто, вы обязательно получите добрые результаты. А вот постоянно недоверие, напротив, нередко порождает негативные чувства и выражается в плохой исполнительности.

Смягчить удар.
Прекрасный цветок, увы, зачастую хрупок. Как, впрочем, и инициатива, если подобное сравнение уместно. Менеджер, не понимающий это поступает в высшей степени неразумно. Многие рук водители убили инициативу в своих подчиненных, да же не осознав этого. А потом удивляются, почему это люди инертны, не взирая на ваши усилия? Они не высовывают голову из-под панциря, чтобы не подставить шею, ибо слишком боятся совершить ошибку. Поэтому дальновидно иной раз вывести подчиненного из-под удара после его не совсем удачной инициативы и взять ответственность на себя. Тогда впоследствии этот человек сделает для вас все, что угодно; вы получите вспышку здорового энтузиазма.

Люди — не машины.
В отношениях появится холодок, если вы не будете обращаться с людьми, как с личностями, и уделять каждому должное внимание.
Люди — не единицы продуктивной способности, с ними следует обращаться бережно, иначе все остановится.

Единая команда.
Ваш руководитель явно не считает себя абсолютным лидером, указывающим людям, что им не следует делать, и подавляющим их силой своего могучего интеллекта. Он думает о себе и о коллективе как о команде, работающей, чтобы сделать дело. Он позволяет им гордиться собой, думать, проявлять инициативу. Естественно, что, поступая таким образом, он добивается результатов.

Немного юмора.
Никому не нравится работать на руководителя, который всегда серьезен. Прежде чем приступить к тяжелой работе, человеку нужно сначала научиться расслабляться. Немного юмора поможет разрядить массу напряженных ситуаций.

Недопонимание.
«Я думал, он имеет в виду совсем другое!», «Я не понял, чего он хочет от меня!". Мы боимся этих фраз и довольно часто слышим их. Недопонимание... Все это происходит потому, что люди не осознают, что могут ошибиться. Проверяйте каждого человека. Заставьте его повторить ваши требования своими словами, а затем проверьте еще раз. Только тогда появляется реальная вероятность того, что все будет сделано правильно.

Учитесь ладить с руководителями.
В конце концов, основная забота руководителя — отладить рабочий процесс в своем подразделении. Но в масштабах всего заведения этого недостаточно. Работа одного подразделения должна быть согласована с работой другого. Деятельность всех подразделений взаимосвязана и взаимозависима. Следовательно, хороший менеджер должен учиться ладить с другими руководителями.

Настоящий лидер.
Если менеджер хочет, чтобы его подчиненные были пунктуальными, он обязан сам быть пунктуальным. Если он хочет опрятности, послушания, дисциплины, он должен сделать себя примером для других — один из лучших способов завоевать уважение своих подчиненных. Они сделают для вас все, если поймут, что вы никогда не попросите их делать работу, за которую не взялись бы сами.

Будьте гибкими.
Развивайте гибкость своей позиции. Времена меняются — новые игры, свежее мышление, ошеломительные идеи. Надо развиваться вместе с ними. Адаптируйтесь к изменяющимся условиям. Мы не можем позволить себе прятать голову в песок, иначе другие уйдут далеко вперед.

«Отменить».
Прежде чем отменять любые льготы или привилегии, подумайте дважды. Люди расценивают даже временную отмену льгот как нарушение данного им обещания. Это неизбежно порождает недоброжелательность, причем гораздо более сильную, чем та, которая могла бы возникнуть, если бы вы отвергли просьбу с самого начала.

Признавайте свои ошибки.
Мы не можем всегда быть правыми. Как ни странно, люди проникаются уважением к человеку, быстро признающему свои ошибки. Это черта хорошего менеджера.

Доверяйте людям.
Он и помыслить не может, чтобы кто-то другой делал работу самостоятельно. Он настаивает на том, чтобы все проходило через его руки. В результате у него вообще не остается времени на конструктивную деятельность. Он превратился в записывающий механизм и просто не может переварить все, что проходит через него. Почему бы ему не постараться немного больше доверять другим? Тогда у него появится время для настоящей работы — размышлений, планирования, поощрения своих людей и улучшения результатов.

Не ждите, что вас сразу поймут.
Как было бы славно пожить на необитаемом острове, где не пристают с бесконечными требованиями! На работе тоже было бы замечательно, если бы вам приходилось объяснять лишь, один раз вместо того, чтобы твердить снова и снова, а потом еще и показывать, как это делается. Но это — часть работы руководителя. Ему не следует ожидать, что его поймут с первого раза. Он должен повторять до тех пор, пока не добьется результатов. И естественно, это одна из причин, по которым менеджер получает более высокую зарплату, чем другие.

Смотрите вперед.
Даже приблизительный план лучше, чем никакого плана. Даже догадки лучше, чем работа наобум. Чем более неопределенным становится наше будущее, тем больше собранности требуется, чтобы зондировать его и предчувствовать грядущие изменения. В этом заключается секрет многих лидеров. Постоянно заглядывая в будущее, снова и снова подвергая ревизии свои планы, они способны предугадывать события и даже определять их ход. Их не застигнешь врасплох — они способны справиться с новыми обстоятельствами.

Незаменимых нет.
Разумеется, он занят. Он работает по четырнадцать часов в сутки. Он страдает от язвы желудка. Его жена считает, что ему недолго до нервного срыва. А все потому, что он считает себя незаменимым. По своей глупости он воображает, что больше никто не способен выполнять часть его работы. Он не имеет представления о делегировании своих полномочий.

Контролируйте себя.
Слова, сказанные в гневе, причинят ущерб, на возмещение которого уйдут многие месяцы. Несколько сердитых, неосторожных слов могут навеки разрушить отношения между людьми. Обуздайте свой темперамент, следите за своими словами — они могут безвозвратно разрушить отношения, складывающиеся годами. Думайте прежде, чем раскрыть рот.

Паритетность.
Менеджер, пытающийся обращаться с людьми, как с марионетками, совершает большую ошибку. Умничанье и расчетливость — очень плохая замена искренности и добрым намерениям.

Осторожнее с назначениями.
Виктора не продвинули по службе. Он надеялся получить эту работу, обладая требуемой квалификацией. В одной лодке вместе с ним оказалось, как минимум, десять человек. На одно-единственное вакантное место. Возникает напряженность. И так всегда, когда кого-то повышают. У многих людей пропадает аппетит. Поэтому следует быть предельно осторожным с назначениями. Не ошибитесь: будьте честны в выборе наилучшего кандидата.

Открытость.
Хороший менеджер не должен ничего прятать у себя в рукаве. Ему следует информировать своих подчиненных о происходящем.

Даже если вопрос не затрагивает их непосредственно, людям нравится знать, что творится вокруг, впрочем, как и вам самому. И они обязательно оценят открытость менеджера.

Не делайте поспешных выводов
Мы все подвержены этой слабости, особенно когда случаются ошибки. И даже забываем выявить причину. Плохо, когда вас обвиняют в чем-то случившемся не по вашей вине. Вдвойне обидно. Но люди-то и делают поспешные выводы. Почему бы им не остановиться и не подумать хотя бы минуту-другую? Почему бы им не прояснить факты? Практикуйте самоконтроль. Все мы иногда впадаем в ярость; в конце концов, мы всего лишь люди. Иногда нам хочется заорать и дать кому-нибудь затрещину, но это самое худшее, что можно сделать. Расслабьтесь. Не кидайтесь в схватку, очертя голову. Сперва остыньте, потом приступайте к делу. Резкое слово или грубый поступок, предпринятый под влиянием момента, могут причинить несказанный вред.

Плохих солдат не бывает.
Наполеон однажды сказал, что плохих солдат не бывает — есть лишь плохие генералы. То же самое и в работе. Один хороший руководитель может изменить картину деятельности всего подразделения. Хотя бы подав пример — искренности, манер общения, одежды, поведения. Не стоит всегда винить других.

Собранность и упорство.
Обязательные качества хорошего менеджера. Ваша ежедневная работа связана с трудными проблемами — в конце концов, поэтому вы и являетесь руководителем. Ординарные, рутинные проблемы предназначены для ваших подчиненных.

Маленькая толика заботы.
Именно она позволяет увидеть обычные вещи в совершенно ином свете. Если один из ваших подчиненных заболел, осведомитесь о его самочувствии, когда он выздоровеет.

Если он берет отгул для ухода за больной женой, руководитель должен понимать, что означает такая просьба. Поинтересуйтесь ее здоровьем. Это не отнимет у вас много сил или времени, зато продемонстрирует вашу заботливость.

Дифференцированный подход.
Все люди — разные. Некоторые не очень умны, зато весьма алчны или непоследовательны. Но хорошего менеджера нелегко обескуражить. Он работает с тем материалом, | который имеется в его распоряжении. Поэтому и добивается результатов там, где другие лишь жалуются на судьбу.

Будьте терпеливы.
Он прекрасно разбирается в своей работе, но имеет лишь существенный недостаток — слишком нетерпелив в общении с людьми, чересчур многого ожидает от них. И не осознает, что среднему человеку все дается с трудом. Требуются огромные усилия для того, чтобы заставить людей изменить привычки, въевшиеся в их сознание. В результате он часто устраивает разносы, расстраивает людей. Если бы только у него было побольше воображения и выдержки, то и небо не было бы для него пределом.

Не расслабляйтесь.
Такое случается, когда люди недостаточно загружены работой. Низкие темпы порождают привычку к расхлябанности, которую бывает трудно исправить в дальнейшем, когда объем работы возрастает. Расхлябанность ведет к небрежности и невнимательности. Первый шаг к счастью человека — держать его занятым. И еще: всегда анализируйте мотивы своих поступков. Это окажет вам неоценимую помощь.

Будьте лояльны.
Не предавайте фирму и людей, с которыми работаете. Как может руководитель, плохо относящийся к своему делу, ожидать чего-либо лучшего от людей, работающих под его началом? Будьте лояльны. Критика ради критики не принесет ничего, кроме вреда. Если вы не можете сказать ничего хорошего, держите язык за зубами, но не ставьте подножку бизнесу.

Обещания.
Добейтесь репутации человека, который всегда держит свое слово или даже выполняет больше, чем обещал. Не обещайте того, чего не сможете выполнить, Все проникнутся к вам добрыми чувствами, но, увы, лишь на короткое время. Так что следите за тем, чтобы никто не принимал вашу дружескую болтовню за обещания. Разговоры о надеждах и устремлениях очень хороши. Но годы спустя их могут процитировать дословно. Разумеется, разбрасываясь обещаниями, вы чувствуете себя важной персоной, но не делайте этого, если не можете выполнить их. Даже случайное замечание по поводу чьих-либо перспектив или назначения западает человеку в память и хранится, как нечто священное. Фактически вашему замечанию будет придано такое значение, о котором вы и не помышляли. Недопонимание в таких случаях — обычное дело. Поэтому стоит потратить немало усилий на четкое объяснение своей позиции.

Равный среди равных.
Заставить своих подчиненных работать — еще недостаточно. Вы должны также научиться находить общий язык с равными себе, а это непросто, с какой стороны ни взгляни. Среди равных часто возникают трения. Когда менеджеры не ладят друг с другом, подчиненные достаточно быстро это замечают. Все это сказывается на моральном духе.

Величайшее препятствие.
Ошибочная позиция многих руководителей: они полагают, что знают обо всем на свете. Их излюбленные фразы — «мне и так все известно», «никто не может меня ничему научить», «я занимаюсь этим делом в течение двадцати лет». Такие руководители не только отказываются слушать советы по практике нормальных человеческих взаимоотношений, они поворачиваются спиной сразу же, как только с ними пытаются поговорить о методах, отличающихся от тех, к которым они давно привыкли. Если вы хотите добиться перемен к лучшему, таких людей следует атаковать в первую очередь.

Решение должно быть обоснованным.
Не позволяйте людям с первого же раза приходить к неверным выводам, ибо однажды принятое решение нелегко изменить. Решение — даже сиюминутное суждение должно быть обоснованным. Поэтому стоит самого начала потратить немного времени и усилий. Зато удостовериться в том, что решение будет благоприятным для вас.

Убедитесь, что вас правильно поняли.
Бесполезно спрашивать человека "Тебе все ясно?", если вы хотите удостовериться в том, что он вас понял. Разумеется, он ответит «да». Такой ответ не должен вас успокоить. Вам следует копнуть поглубже, предложить простой пример, чтобы он мог объяснить вам, как он намерен действовать. Задайте ему пару вопросов, и вы быстро увидите, понял он вас или нет. Вы должны быть постоянно готовы к ошибкам или недопониманию и искать способы избежать их. Иначе можно с уверенностью утверждать, что вас поймут неправильно.

«Ни один человек не бывает изначально злым».
Это изречение приписывают Платону. Очень немногие люди обдуманно и намеренно совершают злые или неправильные поступки. Обычно у них есть оправдание для содеянного, даже для хладнокровного убийства. Люди ничего не могут поделать со своими поступками. Их поведение — суть продукт их воспитания и окружения. Если вы будете помнить об этом, то сможете сдерживать себя в критические моменты.

Помогите людям работать лучше.
Чего вы добьетесь, толкая лошадь? Вы должны вести ее под уздцы или направлять ее бег. Подталкивать людей — это определенно один их наихудших способов делать дело. Ведите их. Помогите им и вдохновите. Менеджер должен думать о себе как о человеке, который обязан помогать другим людям работать лучше. Он обязан направлять их, а не подталкивать.

Угрозы и разносы.
Они могут заставить работать в течение некоторого времени, но это не конструктивный подход. Люди возненавидят вас и будут делать ровно столько, чтобы это сходило им с рук.

Не плывите по течению.
Не бойтесь прорываться сквозь старые догмы и методы. Хорошего менеджера не удовлетворяет перспектива плавания по течению. Он всегда должен быть оригинален и придумывать что-то новое. Ему не следует бояться ломать старые методы и подставлять шею.

Недовольство.
Люди никогда не бывают полностью удовлетворенными. Даже если у них все хорошо, хочется лучшего. Не закипайте и не срывайтесь из-за жалоб, даже если они направлены против вас. Это свойство человеческой натуры. Не обращайте внимания. Это часть цены, которую вам приходится платить за лидерство. Даже если все идет распрекрасно, всем не угодите.

Начальник есть начальник.
Возможно, вы лучше своего руководителя. Это хорошо, но, если в организации существует хоть какое-то подобие дисциплины, вы обязаны уважать его авторитет. Любой отказ следовать этому правилу непременно ударит по вам.

Применяйте эффективные способы решения проблем.
Найдите людей, справляющихся с проблемами лучше вас. Постарайтесь научиться их методам, а потом совершенствуйте их. Ознакомьтесь со всеми наиболее эффективными способами решения ваших проблем, и тогда вас точно ничто не остановит.

Обращайте внимание на лодырей.
Даже один лодырь может оказывать сильное деморализующее влияние. Если вы не можете сразу заменить его хорошим работником, по крайней мере, сделайте его дальнейшее пребывание неуютным и затруднительным, иначе он станет постоянным источником недовольства и неприятностей. Добившись его увольнения, вы улучшите работу всех остальных.

Передай другому.
Хороший менеджер должен обучать людей таким образом, чтобы получить возможность передавать им работу и полномочия для ее осуществления, оставляя себе больше времени для руководства. Ему не следует самому зарываться в текущую работу. Если у него слишком много писанины, значит, что-то не так. Либо сама система работы с документами требует сокращения, либо ему нужно больше помощников. Его главная забота — руководство на передней линии. |

Страх.
Это — самый грубый стимул, заставляющий людей работать, и, вероятно, наихудший. Если страх является преобладающим фактором, у работника пропадает всякая инициатива. Он будет делать только то, что ему сказано, и втягивать голову в плечи, стараясь избежать кнута.

Искусство общения с людьми.
Многие большие начальники достигли вершин потому, что осознали важность хороших человеческих взаимоотношений. Теперь они, в свою очередь, отмечают менеджеров, умеющих хорошо ладить с людьми, ибо понимают: такой человек понадобится им, когда появится вакансия наверху. Искусство общения с людьми — величайшее достоинство, особенно в преддверии вакансии на повышение.

Что он пишет?
Менеджер пишет что-то вроде записки. Он записывает свои ошибки. Позже он обдумает и проанализирует их. Он постоянно учится на своих ошибках. Яснее ясного — умный парень.

Действуй решительно.
Как бы ни старался менеджер, бывают моменты, когда правила нарушаются. Умеренный выговор может привести к желаемому результату, и вы подавите возможную неприятность в зародыше. Но если работник полагает, что он может безнаказанно ошибаться и дальше, организации грозят серьезные неприятности. При возникновении ошибки действуйте быстро и решительно. Дайте работнику понять, что он не прав. Помогите приложить искренние усилия для предотвращения таких же ошибок в будущем.

Пример руководителя.
Неудивительно, что производительность падает. Если менеджер ленится и не обладает чувством долга, его люди не могут быть другими. Все зависит от личного примера — от того, как он разговаривает, как ходит, как одевается. Каждая маленькая подробность имеет значение. Просто удивительно, как быстро люди приспосабливаются к типу своего руководителя.


Перед выговором. Собрали ли вы все факты? Заслужено ли наказание? Подходит ли оно для данного человека? Какое влияние оно окажет на ваши отношения с ним и его группой? Может ли поступок, который вы собираетесь предпринять, предотвратить возникновение такой же ошибки в будущем? Ошибка остается ошибкой. Она уже произошла, и вы ничего не можете с этим поделать. Гораздо разумнее сосредоточиться на ее причинах, чем на человеке, несущем за нее ответственность. И побольше творчества.

Евгения ЧИКИНА

 

Hosted by uCoz